Указ Президента Республики Беларусь № 332 2012.07.26 - обзор внесенных изменений в Указ № 510

ukaz-510-332Заключение по внесенным Указом Президента № 332 от 26.07.2012 года изменениям в Указ Президента № 510

 

Часть вторая пункта 1 изложена в следующей редакции:

«Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа». В предыдущей редакции соответствовать должна была тема.

Каких либо серьезных различий в этом изменении нет.

Абзац третий пункта 4 Указа Президента № 510 дополнен словами: «(кроме созданных в порядке реорганизации)». Пункт 4 касается запрета проведения плановых проверок в течение двух лет со дня, в данном случае, присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организации.

В абзац третий пункта 5 внесены изменения, которые дают основание Комитету государственного контроля произвести внеплановую проверку в случае, если имеются сведения о том, что сделка заключается с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства.

Лжепредпринимательсво самой организации по-прежнему является основанием проведения внеплановой проверки.

Из пункта 5 Указа 510 исключен абзац седьмой как основание для проведения внеплановой проверки, а именно: внеплановая проверка для расследования причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследования аварий, в том числе строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий;
 
В пункт 7 Указом № 332 внесены изменения, касающиеся периодичности проведения плановых проверок.

Так, организации, отнесенные к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в два календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка). Ранее было «не ранее чем через два года».

Также и организации, отнесенные к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка). Ранее «не ранее чем через пять лет».

В пункт сем внесены следующие дополнения:

Плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и не имеющих фактов нарушений законодательства (независимо от отнесения их к группам риска), должны проводиться одним и тем же контролирующим (надзорным) органом и его структурным подразделением  территориальным органом, подчиненной организацией) не чаще одного раза в пять календарных лет. При этом для целей применения настоящего пункта и пункта 11 настоящего Указа проверяемый субъект считается добросовестно исполняющим обязательства перед бюджетом и не имеющим фактов нарушений законодательства при выполнении
в совокупности следующих условий:

1) предыдущей плановой проверкой не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства;

2) в период после окончания предыдущей плановой проверки и до назначения следующей плановой проверки данным или иными контролирующими (надзорными) органами не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства».


В пункт  8 Указом №332 внесены изменения, касающиеся проверки одним и тем же органом (с учетом подчиненности). Так, для назначения плановой проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).

Внеплановые тематические оперативные проверки теперь не проводят подразделения Государственной автомобильной инспекции.
Напротив, полномочия на такие проверки даны органам и учреждениям Министерства здравоохранения, осуществляющим государственный санитарный надзор. (Пункт 10 Указа № 510 Президента Республики Беларусь).

Осуществление ведомственного контроля, проводимого в установленном порядке, теперь исключает проведения проверок контролирующими (надзорными) органами.

Проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда теперь ограничено периодом в 3 года, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки. (Пункт 13).


Пункт 15 Указа Президента 510 дополнен следующими частями:

Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с пользованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с проверяемыми субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:

1) проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

2) проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;

3) информирования субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;

4) проведения семинаров, круглых столов и другого.


Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь к грубым, теперь вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В соответствии с пунктом 20 утверждается «Положение о порядке проведения мониторинга».

В соответствии с внесенными изменениями в пункт 22, признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

При этом подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц, указанных в части первой настоящего пункта, в суд не приостанавливает проведения проверки.

Исключено право проверяющего органа на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров.


Информация по контрольному списку вопросов (чек-листу) должна быть представлена проверяемым субъектом контролирующему (надзорному) органу не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа).


Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации теперь может производиться и при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении. (Пункт 40).

Днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту.

В целях реализации Указа № 332 Совету Министров Республики Беларусь:

1.    до 1 октября 2012 г. обеспечить доработку интегрированной автоматизированной системы в части обеспечения периодичности назначения плановых проверок, установленной Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 (с учетом изменений и дополнений, внесенных в него настоящим Указом), а в части соответствия данной системы иным требованиям этого Указа – до 1 апреля 2013 г.;

2.    в целях упорядочения надзорной деятельности и сокращения количества проводимых надзорных мероприятий до 1 января 2014 г. обеспечить пересмотр технических нормативных правовых актов по каждой сфере надзора для сокращения объема требований, предъявляемых в таких актах к субъектам и оказывающих влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, а также их актуализацию с учетом современного уровня развития науки и техники.

   
Высшему Хозяйственному Суду при подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь» предусмотреть нормы, определяющие порядок представления в суд контролирующими (надзорными) органами заявлений о продлении приостановления (запрета) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, а также порядок рассмотрения таких заявлений.


Что касается Утвержденного Положения, то в соответствии с упомянутым мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее – субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем.

По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

1.    учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;

2.    направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки)обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

3.    применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.


В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) может назначить внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Указа, утверждающего настоящее Положение, а руководитель (его заместитель) контролирующего (надзорного) органа, являющегося территориальным органом, структурным подразделением, подчиненной организацией, вправе внести уполномоченному должностному лицу предложение о назначении внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 Указа, утверждающего настоящее Положение.

Нравится статья? Жми

Комментарии  

 
+5 #1 Дмитрий 02.08.2012 06:02
Указ Президента № 510 претерпел нехилые изменения! Даже новое положение целиком ввели.

Что ж - не все позиции мне по нраву, но, как говориться, цыплят по осени считают... :-)

К чему я это? А к тому, что Указ вступает в силу с 1 октября 2012 года. 8)
 
 
+3 #2 Кэтрин 19.12.2012 13:47
Статья просто супер! Указ 510 действительно сильно изменен. Затронуто большинство изменений, внесенных 332 указом!

Вот что не очень радует, так это внесенное в указ 510 изменение, касающееся проведения плановых проверок - теперь "не чаще одного раза", а раньше было "не ранее"...

Разница большая...

Все равно - статья обалденная!
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Погода

Дополнительно

Курсы валют

Курсы валют. http://www.priorbank.by

Информация

Ставка рефинансирования23,5%
Базовая величина  130 000 руб
Бюджет прожиточного минимума           1 047 530 руб
Тарифная ставка первого разряда                 260 000 руб
Размер минимальной заработной платы                  1 395 000 руб
Индексированная минимальная заработная плата
1 466 230 руб
 

Полезные статьи