Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется следующими нормативными правовыми актами:
1) Инвестиционный кодекс Республики Беларусь
2) Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в республике беларусь»
3) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 г. № 1058 «О мерах по реализации декрета президента республики беларусь от 6 июня 2011 г. № 4»
4) Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17 сентября 2010 г. № 24 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке действий иностранного инвестора при реализации на территории республики беларусь инвестиционного проекта»
5) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2012 г. № 146 «Об утверждении положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций»
6) Соглашение между Правительством Республики бБларусь и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций 1993 года
7) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2010 г. № 1053 « Об организации работы по сотрудничеству с китайской народной республикой»
8) Конвенция о защите прав инвестора, заключенная в Москве 1997 года (Не распространяет действие на отношения с Китаем)
9) Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное в Ашгабате в 1993 году (Также не распространяет действие на отношения с Китаем)
10) Общие нормативные правовые акты в сфере строительства (реализации инвестиционного проекта):
А) Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-з «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в республике беларусь»
Б) Кодекс Республики Беларусь о земле
В) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 «Об утверждении правил заключения и исполнения договоров строительного подряда»
Существуют также соглашения между Правительством Республики беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о реализации отдельных инвестиционных проектов. К примеру, китайско-белорусский индустриальный парк, гостиничный комплекс «Пекин» и т.д., но на реализацию иных инвестиционных проектов они не распространяются.
Все вышеперечисленные соглашения не предусматривают финансирование инвестиционного проекта резидента Республики Беларусь резидентом Китайской Народной Республики.
Соглашения эти предусматривают лишь содействие и поощрение инвесторов другой Договаривающейся Стороны осуществляющих инвестирование.
Сложившаяся судебная практика содержит в основном споры об одностороннем отказе от исполнения инвестиционного договора одной из сторон, либо же споры о нарушении условий инвестиционного договора и о признании их существенными либо же отказе от признания их таковыми.
Таким образом, выход из сложившейся ситуации следует искать в национальном законодательстве и общем смысле права (с учетом международных норм).
Представляется, использовать можно один из следующих вариантов привлечения иностранных инвестиций (Китай):
1) Создание совместного юридического лица (коммерческой организации с иностранными инвестициями);
2) Создание товарищества для реализации инвестиционного проекта;
3) Заем денежных средств
4) Безвозмездная спонсорская помощь
Подробнее о каждом варианте:
Создание совместного юридического лица (коммерческой организации с иностранными инвестициями)
Правовое регулирование:
1) Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования)»;
2) Гражданский кодекс Республики Беларусь;
3) Закон о хозяйственных обществах;
4) Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
Смысл в регистрации совместного субъекта хозяйствования для реализации инвестиционного проекта.
В этом случае нужно подписать дополнительное соглашение о замене лиц в обязательствах в инвестиционном договоре после создания совместного субъекта хозяйствования либо же реорганизовать существующее предприятие.
Инвестиционный проект в этом случае будет совместным, и принадлежать обоим инвесторам в рамках долевой собственности. Созданное юридическое лицо будет приобретать право собственности на полученные в результате использования объекта инвестиционной деятельности.
Создание товарищества для реализации инвестиционного проекта
Правовое регулирование:
1) Гражданский кодекс Республики Беларусь
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству цели.
Однако следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 912 Гражданского кодекса Республики Беларусь каждый из товарищей должен внести свой вклад в общее дело, который может быть представлен деньгами, иным имуществом, профессиональными и иными знаниями, навыками и умениями, деловой репутацией и деловыми связями.
Договор инвестиционного товарищества выступает разновидностью договора простого товарищества и заключается для осуществления совместной инвестиционной деятельности.
Следовательно, в этом случае у товарищества возникнет долевая собственность на объект инвестиционного договора.
Заем денежных средств
Правовое регулирование:
1) Гражданский кодекс Республики Беларусь
2) Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 «Об утверждении правил проведения валютных операций»
3) Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи»;
4) Инструкция о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденная постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.09.2010 № 9 «О порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи»
Алгоритм действий следующий. Иностранное юридическое лицо по договору займа передает предприятию денежные средства в иностранной валюте. По договору устанавливается длительный срок возврата суммы займа и минимальный процент за пользование суммой займа.
Беспроцентный договор займа заключать не имеет смысла. Схема от этого не меняется, а договор следует в этом случае регистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 17.09.2010 № 9 «О порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи», Декретом Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи».
Спонсорская помощь
Правовое регулирование:
1) Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи»;
2) Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».
Проблема в реализации этого варианты получения денежных средств от Китая в регистрации цели предоставления иностранной спонсорской помощи. Другое дело, если у Китая есть представительство на территории РБ. С целью предоставления займа в этом случае проблем будет меньше.